Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Однокомнатная квартира, точно продам?

Однокомнатная квартира, точно продам?

Однокомнатные квартиры и студии буквально заполонили рынок. С одной стороны, это реакция рынка на низкую покупательскую способность, так как на большее у населения просто не хватает денег. Но, с другой стороны, такой тренд явно имеет негативные последствия и для рынка. Во-первых, ликвидность такого товара падает из-за большого количества. Во-вторых, вслед за ликвидностью падают и спрос, и цена. В-третьих, перспектива жизни в районах, похожих на гетто, радует мало кого. Так как повлияет тренд на минимизацию жилых площадей, по мнению экспертов? Сегодня на этот вопрос отвечает руководитель управления аналитики и оценки ГК «А101» Дмитрий Цветов.

Доля так называемых «больших» квартир в жилых комплексах Москвы у каждого застройщика своя. Все зависит от общей стратегии развития земельного участка. Если это относительно небольшой объект, то компания может выбрать стратегию максимизации выручки, тогда нарезка квартир делается мелкой, повышая стоимость квадратного метра, в этом случае растет и выручка со всего проекта. В подобных проектах доля больших, многокомнатных квартир стремится к нулю. Если участок комплексной застройки, а значит крупный, то стратегия направлена на обеспечение не только стоимости квадратного метра, но и темпов продаж. В данных проектах доля больших квартир может превышать по площади 30 %.

Раньше однокомнатная квартира считалась эталоном ликвидности жилой недвижимости. Ее можно было перепродать практически моментально. На рынке даже была в обиходе устойчивая фраза — «однушку точно продам».

Особым спросом пользовались однокомнатные квартиры у инвесторов — и тех, кто собирался сдавать в аренду, и тех, кто собирался перепродать после завершения стройки.

Трехкомнатные квартиры, чуть реже двухкомнатные, покупались в основном под себя. Однокомнатные квартиры хоть и продавались, но с рынка уходили ненадолго — большая часть возвращалась в виде вторичного предложения.

На рынке сложилась ситуация, когда искусственным образом был разогрет спрос на однокомнатные квартиры. В результате заметно выросли цены на «однушки» на первичном рынке, став менее привлекательными для инвесторов. Привлекательность снизилась и за счет давления объема предложения на вторичном рынке.

Существует еще одна причина, по которой продолжают покупаться «однушки» — это первая квартира, «хоть маленькая и в ипотеку, но своя». То есть опять временный формат: квартира, из которой со временем переедут в большую жилплощадь.

На рынке стали предлагать купить квартиры с так называемым «большим функционалом» или квартиры евроформата. В этом случае в габариты обычной «однушки» за счет непривычного ранее устройства маленькой комнаты (в том месте, где принято видеть кухню) и большой кухни-гостиной вписывается функционал полноценной двухкомнатной квартиры — изолированная спальня, гостиная, кухня. Да, функционал такой площади чуть урезан, зато и бюджет сильно снижен.

Не хочу заявлять, что однокомнатные квартиры стали совсем не нужны, но все же их ликвидность начинает снижаться. «Однушка» всегда будет самым бюджетным вариантом покупки, а значит, она по-прежнему будет подходить большому кругу покупателей, начиная с тех, для кого это может быть первым собственным жильем, заканчивая теми, кто доверяет недвижимости больше, чем банкам с точки зрения сохранения сбережений.

На спрос в Новой Москве накладывается еще и логика выбора: «Зачем мне покупать „однушку“ в старой Москве, если за те же деньги можно найти минимум „двушку“ в Новой Москве у метро?» Именно из-за такой заметной разницы в формуле «цена-предложение» Новая Москва заметно выигрывает и демонстрирует положительную динамику покупательского спроса.

Раньше мало кто задумывался о правильной матрице продаж. Потому как люди покупали все в любой квартирографии. Цены росли абсолютно непредсказуемо, главное было найти деньги на покупку. Тогда покупка «однушки» и становилась способом инвестиций, в том числе ограниченного объема средств.

 

День грядущий



По итогам I квартала 2017 года по сравнению с 2016 годом спрос на трехкомнатные квартиры увеличился на 20 %. Доля в продажах выросла с 25 % до 30 % полностью за счет однокомнатных квартир, общее число которых сократилась с 30 до 25 %. При этом сократилась и разница в стоимости квадратного метра на ~10 %. Если раньше однокомнатные квартиры в среднем за квадратный метр стоили на 15 % дороже трехкомнатных, то теперь на 13,5 %.

Недостаточное количество больших квартир помимо прямого падения продаж в 1,5 раза за счет просто физического отсутствия имеет косвенное негативное влияние как на цены, так и на темпы продаж. Дома, перенасыщенные «однушками» и студиями, воспринимаются как жилье «под аренду» с присущей формуле «съем-сдача» негативной окраской — постоянно меняющиеся соседи с нехозяйским отношением к общедомовому имуществу. Нарезка, условно называемая «общежительской», вызывает у покупателя понятное отторжение. Спрос на большие квартиры становится все более оправданным и очевидным. В домах с многокомнатными квартирами на общей лестничной площадке редко бывает больше трех-четырех входных дверей.

В перспективе однокомнатные квартиры будут реализовываться с дисконтом. Можно предсказать одновременное появление многочисленных акций от застройщиков.

Дальнейшее развитие рынка я ожидаю в следующих направлениях:

— Доля маленьких квартир сократится в пользу больших. Это займет 1–2 года из-за инертности рынка. Понадобится время на осмысление и проверку тренда, изменение подхода к матрице продаж, проектирование и вывод в продажу.

— Разница в цене за квадратный метр сократится. Но квадратный метр маленьких квартир все равно будет дороже. Разница может сократиться до 10 % относительно стоимости квадратного метра в трехкомнатной квартире.

— Эволюция планировок — увеличение функционала однокомнатных квартир на той же площади, развитие евроформатов. Впрочем, этот тренд будет характерен для всех типов квартир.

Дмитрий Цветов
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Автор статьи: Дмитрий

Оставить свой отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)